Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.43.005
УДК: 333.1
ББК: 74.489
Е. А. Гнатышина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, директор Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Д.С. Гордеева ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
П. Г. Рябчук ORCID
Доцент, кандидат экономических наук, проректор по экономике и финансам, заведующий кафедрой экономики, управления и права Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Д. Н. Корнеев ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ
Аннотация

Введение. Необходимость модернизации высшего образования в России не вызывает споров, а поиск эффективных путей преобразования высшей школы вызывает множество научных дискуссий и диспутов. Среди широкого круга вопросов, связанных с данной темой, исследовате-лей интересуют вопросы формирования мотиваций и ценностей, домини-рующих в сознании современных преподавателей. Реализация профессионального потенциала в вузе, саморазвитие и отожествление самого себя частью образовательной среды катализирует процесс внедрения реформ высшей школы. Профессиональная самоидентификация преподавателя, удовлетворенность педагогической деятельностью является определяющим вектором как эффективного функционирования образовательной ор-ганизации в целом, так и преодолением различных кризисных ситуаций, сопровождающих любой процесс модернизации.

Материалы и методы. Рассматривая проблему формирования мотиваций и ценностей профессиональной самоидентификации преподавателей высшей школы, мы обращаемся к методу социологического опроса, который позволяет прослеживать изменения различного рода и характера в интересующих сферах общественной жизни. Мнение главных действующих лиц образовательного процесса даст возможность осознать сущест-вующие реалии, найти ответы на вопросы, связанные с настоящим и будущим высшей школы. Безусловно, в своих изысканиях мы обращаемся к методу анализа имеющейся научной литературы по изучаемой тематике.

Результаты. Нами проанализированы проводимые ежеквартально социологические опросы, которые посвящены выявлению отношения пре-подавателей к ряду «раздражающих» факторов, сопровождающих процес-сы модернизации высшего образования.

В 2018–2019 году нами был проведено анкетирование среди препода-вателей педагогических университетов (Южно-Уральский государствен-ный гуманитарно-педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет, Шадринский государственный педагогичес-кий университет,), посвященное выявлению трудовых ценностей педаго-

 

гических работников при различной степени сформированности профессиональной самоидентификации. Подробное описание полученных результатов представлено в статье.

Обсуждение. Эффективная модернизация в образовательной среде, по нашему мнению, зависит во многом от психологического настроя профессорско-преподавательского состава и способности адекватно реагировать на происходящие изменения.

Заключение. Профессиональная самоидентичность преподавателя высшей педагогической школы – идентификация педагогами себя как час-ти университета является ключом эффективного функционирования образовательной организации, признанием ее миссии, корпоративной фило-софии. Преподаватели являются информационными носителями культуры высшей школы, его ценностей и традиций, имиджа не только в период своей профессиональной деятельности, но и предшествующей истории. В зависимости от того, насколько профессорско-преподавательский сос-тав разделяет ценности своей almamater, настолько эти ценности разделяются общественностью. 

Ключевые слова

высшая школа, преподаватель, профессиональная самоидентификация, мотивация профессиональной деятельности, трудовые ценности, корпоративный дух, педагогический университет

Основные положения

– определены составляющие профессиональной самоидентификации преподавателя высшей школы;

– проведены результативные социологические опросы, позволяющие сделать научно-практическое обобщение по изучаемым аспектам;

– представлены результаты опросов и практические рекомендации по совершенствованию формирования профессиональной самоидентификации педагогических работников высшей школы

Цитировать публикацию

Гнатышина, Е. А.  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ [Текст] / Е. А. Гнатышина, Д.С. Гордеева, П. Г. Рябчук, Д. Н. Корнеев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 70-87. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.43.005.

Библиографический список

1. Бабинцев В. П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30–37.

2. Бизюк А. В., Виткаленко Д. О. Методика создания корпоративного стиля // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2011. № 10 (49). С. 31–33.

3. Ван Дик Р. Преданность и идентификация с организацией / пер. с нем. Харьков : Изд-во «Гуманитарный Центр». 2006. – 142 с.

4. Емельянов С. Г. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза // Инновации. 2006. № 6. С. 93–98.

5. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов: М. : Изд-во ИКАР. 2004. – 226 с.

6. Куценко А.И., Лашкова А.И. Корпоративная идентификация бизнеса: бренд-бук и паспорт фирменных стандартов : монография. Новокузнецк : Изд. центр СибГИУ. 2011. – 262 с.

7. Бадмаев В. Н. Миссия и идентичность университета // Вестник Калмыцкого университета. 2015. №. 2 (26). С. 38–43.

8. Вишленкова Е. Символы Казанского университета // Высшее образование в России. 2004. № 10. C. 80–88.

9. Скворцова Т. М., Стернин И. О корпоративной идентичности // Управление компанией. 2007. № 2. С. 64–67.

10. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional prepa-ration. Espacios. 38 (56). URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (дата обращения: 12.02.2018).

11. James E. McClellan III, Harold Dorn. (2006) Science and Technology in World History. Baltimore and London. Johns Hopkins University Press. 2, 121.

12. Демцура С. С., Рябчук П.Г., Гордеева Д.С. Проблемы и задачи опережающего

 

управления в сфере реализации образовательных услуг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 47–51.

13. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов : учебное пособие. М. : Издательство ИКАР. 2004. – 226 с.

14. Роуден М. Корпоративная идентичность. М. : Добрая книга, 2007. – 296 с.

15. Бадмаев В. Н. Миссия и идентичность университета // Вестник Калмыцкого университета. 2015. №. 2 (26). С. 38–43.

16. Шемятихина Л. Ю. Рынок труда профессиональных менеджеров в России // Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С. 134–136.

17. Шукшунов В. Е. Инновационный потенциал высшей школы России. Новочеркасск : ЮРГТУ (НПИ). 2002. № 4. С. 14

18. Пименова Н.Ю. Особенности формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения: опыт Владивостокского государственного универ-ситета экономики и сервиса // Университетское управление. 2004. № 5–6 (33). С. 163–172.

19. Фисун А.В. Внутрикорпоративные коммуникации: проблемы построения эффективной системы // Управление человеческим потенциалом. 2007. № 1. С. 24-35.